среда, 2 апреля 2014 г.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗАВЕДУЮЩЕЙ КАК ФАКТОР ОПТИМАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДОУ

     В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиции науки управления, придать ему строгий, научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе и педагогических.Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
     Цель управления ДОУ заключается в обеспечении его оптимального функционирования в достижении эффективности образовательного процесса при наименьших затратах времени и сил.В свою очередь контроль является одной из функции управления. Он служит средством осуществления обратной связи, является базой для принятия управленческих решений, позволяет оперативно совершенствовать их выполнение для эффективной реализации принятых решений.В научной литературе разные авторы придают большое значение этой важной функции управленческой деятельности.Рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, Т.Н. Шамова отмечает, что «контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового опыта. Иными словами, контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения.»
     Контроль предполагает выявление отклонений фактических результатов от намеченных целей. М.М. Поташник и В.С. Лазарев утверждают, что «благодаря контролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать, — обратную связь. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям.»
    Третьяков дает определение контролю «как технологическая профессиональная услуга в различных его формах и методах (способах, средствах, взаимодействиях) обеспечивает обратную связь и является важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования системы управления в целом.» Анализируя современные тенденции в организации и проведении контроля в ДОУ принципиальное значение для понимания термина управленческий контроль имеет исследование А.Н. Троян, которая рассматривала его как « процесс наблюдения и регулирования различных видов деятельности ДОУ с целью обеспечения, выполнения организационных задач.»
    В процессе управления контроль выполняет следующие функции:
-Позволяет развить достигнутое и способствовать достижению целей ДОУ;
-Выполняет роль обратной связи между системой управления и элементами управляемой системы;
-Повышает устойчивость и эффективность самого управления, функционирования ДОУ;
-Позволяет предупредить кризисные ситуации в деятельности ДОУ.
Система управленческого контроля включает три основных вида: предварительный, текущий, итоговый.
     Для обеспечения плановости и систематичности процесса контроля заведующей ДОУ необходимо составить циклограмму контроля. Если управленческий контроль является каналом обратной связи, обеспечивает эффективность функционирования и управления ДОУ, то решить эти задачи он может лишь в том случае, если проводится систематически и планово.В связи с вышеизложенным, можно констатировать, что применение управленческого контроля в практической деятельности заведующей ДОУ позволит достичь оптимального функционирования детского сада, что в свою очередь обеспечит динамичное развитие образовательной системы, повышения её эффективности и качества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий