воскресенье, 30 марта 2014 г.

ФГОС дошкольного образования

   Сегодня тема дошкольного образования – одна из тем, касающихся образования детей, наиболее часто обсуждаемая.
   Ее популярность связана не только с отсутствием возможности у ряда граждан воспользоваться данной услугой, но и качеством дошкольного образования. 
Развитие дошкольных учреждений и ликвидация очередей в детские сады, конечно, важные меры. Но детство не должно сводиться только к системе дошкольных учреждений, необходимо заботиться о качестве образования".
   О том, что система дошкольного образования в России устарела, говорится давно. По сути, она сохранилась в неизменном виде с советских времен, в то время как другие виды образования существенно изменились. Это является причиной проблемы, неоднократно озвучивавшейся специалистами по начальному школьному образованию: уровень развития детей, приходящих в первый класс школы, очень разный и зависит от того, в какой мере родители старались восполнить недостатки государственной системы дошкольного образования. В этой ситуации в наиболее тяжелом положении оказались дети из неблагополучных семей, обреченные отставать по успеваемости и развитию уже с первых дней обучения в начальной школе. Новые стандарты могли бы выровнять уровень подготовки и требования, предъявляемые к детям по окончании дошкольного образовательного учреждения.
   Очень серьезное требование к ФГОСам для дошкольного образования — вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Это одна из фундаментальных вещей, связанных с полноценным проживанием детьми этапа дошкольного возраста. Это ключевой момент, который ориентирует разработку стандарта. Важно не то, чему научили ребенка, а то, мог ли он полноценно прожить этот возраст, чтобы пережить и кризис трех лет, и кризис семи лет, и кризисы других возрастов.
Другой важный момент — здоровье детей. Оно ослабевает, это волнует всех. Обеспечение условий жизни ребенка в детском саду — серьезная и важная проблема, но еще более серьезная проблема — дети с отклонениями в развитии. Стандарт должен учитывать социальное неравенство, социальные вывихи и деформации.
Проблемы стандартов и вообще сегодняшние проблемы образования связаны с недостатком научной базы. Наши знания о ребенке во многом строятся на тех исследованиях, которые были проведены в 1950-е годы. Но культурная ситуация сегодняшнего развития ребенка изменяет ситуацию современного детства. Поэтому в разработке стандартов важно увеличивать значимость включения современных научных исследований.
   "ФГОСы не перечеркнут уникальные вариативные программы, которые существуют в России. Таких программ немало, они идут многие годы, они созданы блестящими авторами, они талантливы. Разработка стандартов произойдет с учетом этого разнообразия".
На сегодняшний день ясно, что ничего не ясно. Начинания хороши. Вроде все правильно. Но… пока не появятся те самые Программы ( может примерные, рекомендуемые...), на которые педагоги-дошкольники смогут опиратся, сложно перестроиться. Воспитатели «плавают». Требования неясны. всё понятно, и всё непонятно. Сейчас педагоги ездят на курсы повышения квалификации, где им разъясняют ФГОСы. Приезжают с курсов уже со сложившимися понятиями стандартов. 
     Сложно вот что. Раньше детские сады были как бы самостоятельными. Сами по себе. А сейчас, как прописано в новом Законе об образовании, это первая ступень в обучении. Значит теперь мы чему-то должны научить. Но вот что странно: ведь и раньше учили. Причём успешно. Очень много хороших проверенных методик обучения и воспитания существует. Но сейчас всё по-новому. Будем перестраиваться. Будем совершенствоваться. Будем переучиваться. Всем нам — педагогам-дошкольникам здоровья, терпения, ума, удачи! 

1 комментарий:

  1. Ольга, здравствуйте! Иван Горин из Оремифа сказал, что вам нужны видеоматериалы о "нелегкой работе" рыбаков. У меня есть материалы с заездка, и я могла бы вам скинуть их, только не знаю, каким образом. Моя электронная почта Sherstneva.arina@mail.ru. Напишите мне, если я могу Вам помочь.

    ОтветитьУдалить